Когда нельзя заправлять баллон газом?
Заправка газовых баллонов СУГ, кислородом и инертными средами для сварочных работ и других производственных нужд помогает домохозяйствам и предприятиям экономить ощутимые средства. Оно и понятно, стоимость ёмкости кратно больше стоимости хранимого в ней газа, например, заправить 50 л пропана у нас сейчас стоит 1200 руб., а порожний переаттестованный баллон – 2100.
В таких условиях становится очевидна выгода заправки необходимого газа в уже имеющиеся баллоны или обмен пустых ёмкостей на заполненные.
Газовые баллоны представляют собой опасность как из-за физико-химических свойств хранимого вещества, так из-за давления, способного разорвать стальную колбу. Это делает их предметом пристального внимания государственных служб, а бизнес, основанный на их продаже и обслуживании – объектом регулирования различными государственными и отраслевыми нормативными актами.
Отдельного внимания заслуживает Постановление Правительства РФ № 1498, описывающее нормы предоставления коммунальных услуг. Затрачивает оно и вопросы покупки и заправки бытовых газовых баллонов. Так, в подобных ёмкостях отсутствуют отсекатели, предотвращающие переполнение резервуара. Значит, их нельзя заполнять теми же методами, что и баллоны, где подобное устройство имеется, т. е. вводится запрет на заправку СУГ на АГЗС. Покупатель, берущий газ на АГЗС, должен осознавать, что он нарушает закон так же, как и продавец. Закон появился не на пустом месте. Депутаты приняли его после того, как произошло несколько взрывов баллонов с газом в жилых домах.
Поскольку пропан-бутановая смесь при смешении с воздухом становится весьма взрывоопасной, баллон должен сводить к минимуму шансы её утечки. Следовательно, не одна лицензированная «газонаполнительная станция» не возьмётся за заправку неисправной или непрошедшей аттестацию ёмкости.
Основаниями для отклонения в заправке являются следующие случаи:
- Оборудование станции вышло из строя.
- Колба и арматура оказались повреждены коррозией, металлическая стенка критически истончилась.
- При осмотре обнаружились трещины, вмятины, выпуклости и отслоения краски.
- В баллоне нарушены швы.
- Не поворачивается маховик или имеются другие проблемы с вентилем.
- Износилась резьба горловины.
- Паспортных данных нет или считать их не представляется возможным.
- Башмак сломан и более не выполняет своей функции.
- Истёк срок освидетельствования.
Заправляемое вещество должно соответствовать типу баллона и маркировке на нём. Окружающие люди должны понимать, что в нём находится легковоспламеняемый и взрывоопасный газ, и соблюдать меры предосторожности при транспортировке, хранении и эксплуатации.
Нельзя заправлять пропан или какой-либо другой технический газ в баллоны с неисправным редуктором. Они отбраковываются до устранения поломки. Типичными причинами, приводящими к износу редуктора, являются избыточное давление, повреждение резьбы накидной гайки, неисправности предохранительного клапана.
Газовый баллон заполняют одним из трёх способов: насосным, насосно-компрессионным или насосно-испарительным, в зависимости от того, с каким оборудованием работает поставщик. Перед началом заправки оператор проверяет уровень остаточного давления, минимально необходимое значение равно 0,05 МПа. Заполнение баллона контролируется электронными весами, по достижении 85% штуцер перекрывают. Больше этого значения заливать нельзя по технике безопасности.