Что лучше – метан или пропан
Сторонники использования метана и пропана в ГБО приводят множество преимуществ каждого вида топлива. А специалисты советуют перед выбором каждой из них учитывать несколько критериев. В том числе: мощность двигателя, марку автомобиля и интенсивность его эксплуатации. Вот несколько принципиальных различий двух популярных газов.
Стоимость
Установить оборудование на авто под пропан стоит дешевле, чем под метан. Разница в цене достигает 15-20%. Но она компенсируется более экономным расходом последнего: почти на 30% на одно и то же расстояние. В итоге на метане ездить оказывается выгоднее, особенно на дальние расстояния.
Удобство использования
В этом вопросе метан проигрывает пропану, ведь для него требуются огромные баллоны из специальной утолщенной стали. Один такой резервуар с газом тянет на 130 кг, а объем его достигает 100 л. Для размещения метанового ГБО автомобиль должен иметь достаточное пространство. Если в грузовых марках оно есть, то многие легковушки просто непригодны для такого оснащения. Газовые баллоны под пропан более компактны и легковесны, это объясняется свойствами сжиженного топлива. Метан же не способен сильно сжиматься, он остается газом даже в резервуарах. По этой причине заправка им проходит долго, в несколько этапов.
Другой нюанс: наличие в машине запасных баллонов с горючим. Разместить еще один метановый резервуар бывает просто негде, приходится регулярно пополнять тот единственный, что есть в авто. Если в регионе мало соответствующих заправок, предлагающих этот вид топлива, ездить на нем становится проблематично. По статистике, только 10% всех АЗГС в России могут предложить клиентам метан, все остальные заправляют транспорт пропаном. Это диктует высокая популярность и практичность последнего.
Влияние топлива на двигатель
Октановое число метана — 120. Этот газ считается наиболее чистым, а, значит, отрабатывается полностью, практически не создавая продуктов горения, оседающих на деталях движка. Пропан, несмотря на большую, по сравнению с бензином, чистоту, может обеспечить только 105.
На жизнь двигателя влияет не только октановое число, но и температура горения топлива. Метан повышает температуру до +500°С, вызывая ранее изнашивание клапанов, прогорание деталей. Пропан же работает при +365°С. В итоге результат функционирования обоих видов горючего сопоставим, но метан несколько выигрывает благодаря более высокой чистоте.
Мощность двигателя также во многом зависит от чистоты газовой смеси. Известно, что пропан чаще разбавляется неликвидными примесями, из-за чего затраты горючего на прохождение одного и того же отрезка пути возрастают. Не говоря уже об ускорении изнашивания рабочих узлов автомобиля.
Вопрос безопасности
Метан горит при более высокой температуре. Следовательно: реже перегревается и взрывается. Безопасность обеспечивают и утолщенные стенки баллонов. Они более устойчивы к разрушению, чем у пропановых резервуаров.
Вывод: метан безопаснее пропана и более выгоден для использования в грузовом транспорте при достаточном количестве заправочных станций по направлению маршрута. Особенно если стоит цель максимально сохранить функции двигателя. В легковых авто более рационально использовать ГБО на пропане, для установки другого в них просто нет места.
Похожие статьи