Особенности заправки газовых баллонов
Газ — один из наиболее востребованных видов топлива. Он используется в промышленности, в строительстве, в медицине, быту и других областях деятельности. Когда баллон опустошается, целесообразнее его заправить, а не покупать новый. Чтобы заправка принесла выгоду, и чтобы ее результат был действительно безопасным, нужно помнить о:
- заправщиках;
- правилах заправки;
- проверочных мероприятиях.
Места заправки
Заправка газовых баллонов больше не является прерогативой государственных коммунальных служб. Сейчас газом заправляют и частные предприятия. Однако не следует доверять любым частникам — они могут не иметь лицензии. Если воспользоваться услугами недобросовестного предпринимателя, последствия могут быть фатальными.
Доверить заправку баллонов рекомендуется только проверенным специализированным предприятиям – подробнее здесь. Возможна как заправка пустого баллона, так и замена использованного на новый, заполненный. Можно заправиться и на автомобильных газозаправочных станциях. Главное — интересоваться, имеет ли право предприятие официально заниматься этой деятельностью, и помнить о проверочных процедурах.
Основные правила заправки
Баллоны заправляются специализированным оборудованием. При этом параллельно ведется контроль каждого заправочного этапа.
Степень заполнения баллона контролируется дозатором. Он отображает объем газа с точностью до ста граммов. Устройство имеет кнопки, цель которых — подавать газ или экстренно отключать заправку. Попутно баллоны проходят взвешивание, чтобы контроль заполнения был более точным. Исключением являются заправщики газовых автомобилей — эти станции заправляют автомобильные баллоны по данным счетчиков расхода.
Баллоны нельзя заправлять на все 100%. Необходимо оставлять 20% свободного объема в емкости. Это нужно для того, чтобы предотвратить повреждения баллона и следующие за ними утечки, взрывы и нанесение вреда здоровью. Газ подвержен термическому расширению, и от нагрева внешней среды переполненный баллон может не выдержать внутреннего давления. Оставленный свободным 20%-ный объем баллона служит своеобразным предохранителем от повышающегося давления, это же пространство заполняется газом в газообразной форме, тогда как остальные 80% находятся внутри в сжиженном виде.
Проверочные мероприятия
Получая новый баллон взамен старого, можно визуально осматривать его на предмет повреждений. На емкости не должно быть никаких повреждений и их следов. Внешние повреждения, вмятины и коррозия, именно в этих областях концентрируется повышенное напряжение, способное привести к разгерметизации и риску утечек и взрыва.
Проверять следует также:
- вентили и клапаны;
- равномерность газового потока;
- давление внутри баллона;
- соответствие баллона газу, которым он заправляется;
- нет ли ржавчины.
Вентили и клапаны должны расходовать газ и пропускать его так, как указано в нормативной документации. Полученные в результате проверки значения должны совпадать со стандартами, а стандарты должны присутствовать в публичном доступе для возможности сравнения.
В заправочном пункте должен иметься манометр, который необходим для проверки давления внутри заправленного газового баллона. Сам манометр тоже можно проверить — он должен быть исправным, сроки его проверки должны соответствовать нормам.
Важно, чтобы на газовом баллоне не было ржавчины и иных следов коррозии. Если есть ржавые пятна, то это говорит о нарушении условий хранения баллона.
Баллон должен полностью соответствовать газу, для которого он предназначен. Нельзя заправлять баллоны для одних газов другими. Принадлежность емкости для газовой смеси отмечается цветовым обозначением:
- черный цвет баллона и желтая надпись — признак углекислого газа;
- голубой баллон и черная надпись говорят о кислороде;
- зеленая надпись с полосой на сером баллоне — обозначение аргона;
- гелиевые баллоны коричневые, их надпись белая;
- белый баллон с красной надписью хранит ацетилен;
- красный баллон с белой надписью говорят о пропане
Также можно проверять наличие номера баллона, его вес, вместительность, логотипы изготовителей, рабочее давление, даты освидетельствования и присутствие клейма технического контроля производителя.
Похожие статьи