Пропан и бутан: сходства и различия
Пропан, реализуемый на заправочных станциях предприятиям и населению, неоднородного состава. Газ, именуемый «пропаном», составляет только 90% или 50% от этого голубого топлива. Именно по ведущему типу газа присвоено название всей топливной смеси.
Разберемся, в каком случае в составе заправочного газа находится половина объема пропана, а когда 90%. Для этого рассмотрим свойства пропана и бутана.
Чем отличается пропан от бутана
Эти газы очень похожи. Получаются в качестве готовой смеси при нефтепереработке или добыче сырой нефти.
Основное различие состоит в температурах кипения, которая и оказывает влияние на процесс перехода из газообразного состояния в жидкое. Так, пропан остается в жидком состоянии до (-430 С), бутан же переходит в газ уже при нуле. Именно этой особенностью газов вызван неодинаковый состав смеси, реализуемой через заправочные станции.
Дело в том, что заправка газовых баллонов в зимнее и летнее время ведется разным видом топлива. А именно:
- Летний газ содержит только около 50% пропана (т.к. отсутствуют условия перехода бутана в газообразное состояние). Это топлива марки «ГТБА».
- Зимнее топливо состоит в большей части из пропана (около 90%). Ему присвоена марка «ПА».
Именно по этой причине цены на газовых заправках в теплый и холодный период года изменяются: зимой в большую сторону, летом – в меньшую.
Для обеспечения безопасности транспортировки смесь доставляется потребителям в сжиженном виде в герметичных цистернах под давлением или изотермических емкостях. Особенностью изотермических сосудов является сохранение определенной температуры топлива.
Использование пропан-бутановой смеси для заправки автомобилей
Смесь газов выгодно применять для заправки автомобилей. Подсчитано, что теплота сгорания газовой смеси больше, чем традиционного автомобильного топлива. Теплота сгорания регулируется объемом воздушной смеси, поступающей в двигатель.
Мощность мотора, работающего на бензине, всего на 10% выше, чем с дополнительным оборудованием на газе. При пересчете издержек на максимальную скорость машины, получается сокращение последнего параметра всего на 4%.
Если принять во внимание общемировые цены на газ, которые почти вдвое ниже бензиновых, получается существенная экономия. Недостатки мощности компенсируются регулировкой угла опережения зажигания. Параметр устанавливается на ВМТ 3-50.
По статистике, сильной разницы в эффективности эксплуатации двигателей при работе на традиционном топливе и газе не обнаруживается.
Похожие статьи