Заправка газовых баллонов: о чём следует помнить
Коммунальные службы газового хозяйства давно утратили монополию на заправку газовых баллонов, особенно тех, которые используются на работы бытовых газовых приборов. Некоторые потребители используют для заправки коммерческие структуры, которые не имеют лицензии на производство подобных работ. Заправляемые ими баллоны чаще всего становятся причиной тяжёлых аварий. Расскажем о некоторых ситуациях риска.
Чем больше, тем лучше?
Заполнение баллона не должно выполняться «на глазок», и, тем более – полностью. Внутри заполненного газом объёма баллона должно находиться свободное пространство – не менее 20 % от номинального объёма баллона. Причиной этому является явление теплового расширения объёма газа, которое зависит от температуры окружающего воздуха. Если не принять во внимание этот очевидный физический факт, то расширяющийся в замкнутом объёме газ начинает давить на внутренние стенки баллона, и деформировать их. Дальнейшее понятно: появление трещины, резкий выход газа наружу, взрыв или воспламенение.
Предотвратить факт перезаполнения баллона помогают автоматические дозаторы объёма или веса, которые имеются на всех специализированных предприятиях. Для сравнения: пункты заправки газобаллонного оборудования автомобилей такими устройствами не обладают, поскольку в этом случае заправка производится по показаниям счётчика расхода.
Внешний вид баллона имеет значение
При обмене газового баллона на новый всегда производятся стандартные процедуры мониторинга внешнего состояния баллона. К ним относят:
- Отсутствие поверхностных трещин, волосовин и задиров на баллоне. Такие дефекты – потенциальные концентраторы напряжений, которые могут привести к последующей разгерметизации баллона у потребителя.
- Проверку вентилей и клапанов на определённые значения расхода и равномерности потока газа. При обмене потребитель имеет право потребовать такую проверку в своём присутствии. Фактические значения должны полностью соответствовать стандартным (эти данные обязательно должны быть вывешены для публичного сравнения).
- Проверку давления газа в баллоне при помощи эталонного манометра, который обязательно должен иметься в пункт приёма/заправки. Манометр должен быть поверен, а сроки поверки – соответствовать нормативным.
- Внешняя поверхность баллона не должна иметь следы коррозии: ржавчина – верный признак того, что баллон не хранился в надлежащих условиях.
Категорически запрещается заправлять баллон газом, для которого он не предназначен!
Похожие статьи