Технология сжижения природного газа. Разница между СПГ и СУГ
На фоне постоянных колебаний цен на нефть и постепенного повышения требований экологических норм продолжается рост спроса на два основных сжиженных углеводородных продукта – природный газ и пропан-бутановую смесь. В международной практике их чаще всего обозначают аббревиатурами LNG (Liquified Natural Gas) и LPG (Liquified Petroleum Gas) – соответственно.
Как газ становится жидким
Для природного газа применяются несколько запатентованных технологий. Наиболее известны варианты от следующих фирм:
- AP-SMR;
- DMR;
- PRICO;
- Optimized Cascade;
- GTL;
- MFC.
Сжижение осуществляется в несколько этапов. Основными процессами везде являются компримирование и тепловой обмен:
- Сперва газ очищают от водяных паров и других вредных примесей, таких как сернистые соединения, водород и азот. Нередко для этого используются молекулярные сита.
- Далее происходит фракционирование, отделение тяжелых углеводородов и отбор только нужной газовой смеси, метан-этана или пропан-бутана, в зависимости от того, для изготовления какого вида топлива оборудована данная технологическая линия.
- Вещества сжимают и охлаждают до нужных показателей, чтобы они перешли в жидкое состояние.
Отличия СПГ и СУГ
Для сжижения природного газа требуется поддерживать температуру -163º C, т. е. ниже точки кипения основного компонента, метана. Выпуск пропан-бутановой смеси оказывается менее энергозатратным, требуется охлаждение только до -42º C.
СУГ повсеместно отпускается предприятиям и населению напрямую. На пропане работают авто, с его помощью ведётся газовая резка. В быту этот газ нужен для отопления, разогрева воды в душ, приготовления пищи. Он удобен в эксплуатации, поскольку регазификация происходит прямо в баллонах и газгольдерах.
Для хранения и транспортировки СПГ требуется постоянно поддерживать очень низкие температуры. Транспортные средства и ёмкости оборудуются холодильными установками. Таким образом природный газ довозится до потребителей, к которым в настоящее время нельзя проложить трубу по экономическим, географическим или другим соображениям. Предприятия регазифицируют метан на специальном оборудовании и используют как сырьё для полимеров или топливо.
В автомобильном ГБО метан представлен в сжатом виде. Такой вид топлива известен как CNG (Compressed Natural Gas). Высокое давление создаёт опасность взрыва в случае столкновения с другими транспортными средствами или разгерметизации газопроводящих узлов. Такие инциденты весьма разрушительны и оставляют мало шансов выжить для водителя и пассажиров. При этом вероятность накопления критической концентрации при обычной утечке ниже, чем у пропана из-за малого удельного веса вещества.
Похожие статьи